image description
 

Обучение основам Ездового спорта

взято отсюда http://www.sled-dogs.ru/006_ezdovoy.html

О том, как подготовить щенка к обучению азам Ездового спорта, мы писали в прошлом номере журнала. И если вы не откладывали начало занятий, то вашему щенку должно быть не меньше 3-4 месяцев и как минимум месяц вы уже совершали регулярные пробежки. В таком случае можно одеть на ребенка шлейку.

Не пугайтесь! До Ездового спорта нам ещё далеко как до соседней планеты, и время серьезных тренировок для вашего питомца наступит … может быть, никогда оно не наступит. Но есть такой способ обучения, достаточно эффективный. На малыша одевают малышовскую маленькую и мягкую шлейку (можете сшить ее сами), и он весело возит по квартире легкую игрушку. В этой фразе важно каждое слово:

шлейка «маленькая» – по размеру,

«мягкая» – должно быть комфортно,

возит «легкую» (!) игрушку – никакого физического усилия,

«весело» – в игре, с вашим поощрением и недолго (!) – поначалу несколько секунд,

«по квартире» – начинайте занятия в знакомой и спокойной обстановке.

Если малыш проявляет неуверенность или наоборот слишком живо интересуется тем, что это там болтается сзади, отвлеките его, позовите за собой, пробегитесь пару метров с ним. На первый раз урок окончен.

После нескольких подобных занятий, когда щенок привыкнет к шлейке и предмету, перестанет обращать на них внимание, переносите занятия на улицу. Они должны быть очень короткими – 1-2 минуты. Во время бега, контролируйте щенка – бегите вместе, попытки остановиться или обернуться назад пресекайте командой «вперед» и ускорением темпа. Контроль с помощью поводка на таких занятиях нежелателен, юного спортсмена ничто не должно тянуть ни вперед, ни назад, лучше всего, чтобы он бежал сам. Поэтому выбирайте закрытое, безлюдное место для занятий. После пробежки – радостно похвалите, дайте лакомство или игрушку и обязательно (!) снимите шлейку. Все, теперь можно просто погулять, поиграть или побегать.

Дальнейшие занятия можно строить по схеме, предложенной в прошлом номере. Цель их – приучение к шлейке и буксировке предмета. Ни в коем случае не давайте физической нагрузки на этом этапе. И вообще помните, что обучение чему-то новому должно сопровождаться шагом назад в общей нагрузке. Обучение – всегда стресс, пусть небольшой и полезный, а интенсивное «думание» и усвоение новых навыков все-таки требует повышенных энергозатрат. Поэтому сократите ваши прогулки и пробежки и следите за питанием малыша, оно должно быть полноценным и сбалансированным.

Параллельно закрепляйте команды из общего курса и команды, необходимые в Ездовом спорте (минимум: право-лево, вперед, тише, стой). В данной статье будем говорить о командах, называя их этими простыми распространенными словами, но на деле вы можете выбрать любые слова для команд и приучать щенка к ним.

Основа Ездового спорта – лидирование, то есть правильное выполнение команды «вперед». Что это значит? Команда вперед означает разрешение бежать, при этом собака должна двигаться постоянно, равномерно, не отвлекаясь и быстро реагируя на слова каюра. Желательно, чтобы и темп передвижения задавался только каюром, но это уже следующий этап.

Обучить лидированию можно практически любую собаку в любом возрасте. Методы и приемы могут быть разные, но их суть одинакова – объяснить, что бежим мы, не просто прогуливаясь, а движемся к определенной цели. Наша цель – финиш, а вот цель для собаки предстоит придумать исходя из ее индивидуальных особенностей. И, конечно же, необходимо совместить эти цели во времени и пространстве, чтобы не получилось, что ваша собака финишировала…несколько раньше вас. Как добиться нужного результата? Мелочей при обучении нет, поэтому правильно организовать этот процесс от начала до конца – уже 90% успеха.

Правильно организовать обучение – значит сделать так, чтобы у собаки просто не было возможности совершить ошибку. Для этого нужно разбить обучение нужному действию на этапы, распределить их по занятиям, продумать все детали занятия и добиться безукоризненного выполнения каждого этапа. И каждое правильно выполненное действие поддерживать похвалой или лакомством. Собаки очень чутки к нашим эмоциям и настроениям, поэтому самый понятный и самый лучший стимул для них – искренняя радость и эмоциональная похвала. Вкусняшка тоже будет нелишней, особенно если ваш питомец из тех, кто всегда не прочь подкрепиться. Но перекармливать собак на занятиях нельзя, поэтому нужно брать с собой совсем маленькие кусочки любимого лакомства. Насколько маленькие? Чем меньше, тем лучше. Таким образом, алгоритм действий при обучении следующий:

* Создаете условия, в которых собака гарантированно выполнит нужное действие и выполнит правильно.
* Собака выполняет действие под вашим контролем
* Бурно радуетесь, хвалите, даете лакомство.
* Повторяете столько раз, сколько необходимо для закрепления навыка.

Повторять нужно на разных занятиях, в разных, постепенно усложняющихся условиях. И хвалить, хвалить, хвалить – буквально за каждый правильно сделанный шаг.

Вот общие принципы обучения любым навыкам. Теперь посмотрим, как это работает при обучении щенков лидированию.

Необходимые условия начала обучения: ваш малыш должен быть полностью здоров, иметь хороший контакт с вами и знать основные команды. Нельзя начинать обучение при плохом самочувствии или в период прививочного карантина.

На весь период начального обучения следует исключить из занятий бег за лидером, утомительные прогулки и бурные игры. Непосредственно перед занятием долго не гулять.

Первые занятия должны проходить (по возможности) в безлюдном тихом месте. Идеально, если трасса занятий будет представлять кольцо длиной около 500м, стороны которого не просматриваются. Если круг не получается, нужно, чтобы на трассе был как минимум один закрытый поворот, за который можно было бы уйти и спрятаться. Дистанция первых забегов должна быть совсем короткой (не более 10м!).

Обучают лидированию обычно одним из двух основных способов.

Первый заключается в постепенном «убегании» финиша. Работать надо с помощником, это должен быть хорошо знакомый и приятный для щенка человек.

Щенок с каюром стоит на старте, в то время как помощник уходит на финиш (он может быть на расстоянии всего нескольких шагов). После полной остановки помощника (чтобы исключить бег за движущимся человеком, бег за лидером) каюр должен дать команду «вперед» и начать движение. Начало движения – важный момент, и главное в нем: стартовать как можно более плавно, не испугать малыша. Испуг может быть вызван чем угодно: запутается потяг, каюр сильно потянет замешкавшегося щенка, слишком громко подаст команду, или сам щенок сильным стартовым рывком дернет потяг… Все это надо продумать и всего этого надо избежать. Но предположим, мы стартовали благополучно. Далее, добегаем до финиша, где малыша встречают, хвалят, угощают и/или играют с ним, затем помощник может уйти ещё вперед. Встреча на финише должна быть эмоциональной и недолгой, чтобы щенок не отвлекся. Все обсуждения и замечания – потом. Бежать нужно точно в темпе щенка, придерживая при необходимости потяг, чтобы не запутался. Если щенок уже приучен к буксировке, то можно допустить легкое (!) натяжение потяга. Физической нагрузки быть не должно! Таким образом, можно повторить это упражнение несколько раз, для первых занятий – 2-3 раза, потом больше. После занятия обязательно надо снять шлейку. Гулять в ездовой шлейке нельзя, щенок должен твердо усвоить: гуляем на ошейнике и поводке или в «свободном полете», а в шлейке работаем и учимся. Когда щенок на занятиях будет равномерно и целеустремленно пробегать дистанцию около 100м, можно переходить к следующему этапу – помощник должен уйти из пределов видимости (убежать за поворот). На этом этапе нельзя менять условия занятий, то есть место старта, время занятий, помощник – все должно быть привычным. Все происходит как обычно, только щенок не видит человека, к которому бежит. Для некоторых малышей это может оказаться сложным, они могут растеряться и начать останавливаться. Ничего страшного в этом нет. Нужно подбодрить его и вместе с ним, пусть медленно и с остановками, все-таки дойти/добежать до помощника. Щенки обычно очень быстро понимают, что где-то там, впереди их обязательно ждет любимый человек с похвалой и лакомством, и охотно бегут вперед. А это и есть основная цель наших занятий. После того, как щенок начнет устойчиво лидировать, даже когда впереди никого не видно, можно постепенно усложнять и удлинять трассу. Но обязательно на финише малыша должны радостно встречать. Это очень важно, он должен быть уверен, что в конце любой трассы его ждут, поэтому, встречая его, не позволяйте себе отвлекаться, хвалите и радуйтесь искренне! Равнодушие или раздражение в вашем взгляде, голосе сведет на нет результаты многих занятий, щенок почувствует неуверенность, и придется все начинать сначала. Поэтому, если вы не настроены на тренировку – лучше ее не начинать.

Второй способ обучения похож на первый с той разницей, что в нем не финиш «убегает» от щенка, а вы сами с ним вместе удаляетесь от финиша. Помощник при этом способе не нужен, зато нужна какая-то самая любимая игрушка или самое любимое лакомство – в общем, что-то очень желанное и заманчивое. Вы кладете «стимул» в предполагаемом месте финиша. Тут есть важный момент: не прячьте ваш «клад». Щенок не должен искать его. Иначе, один раз вытащив «сокровище» из кустов, ваш малыш начнет обследовать все укромные местечки по дороге. Лучше всего положить ваш «стимул» на виду, прямо на трассе. После этого вы сами со щенком отходите назад (поначалу на несколько метров). Останавливаетесь, фиксируете щенка на несколько секунд, затем командуете «вперед» и бежите к финишу. Там щенок получает награду и вашу похвалу. Затем вы отходите назад немного дальше и повторяете действия. Потом, на следующих занятиях усложняйте условия по мере закрепления навыка. На одной из тренировок вы уйдете за поворот, чтобы щенок не видел финиша. И так далее.

В результате обучения любым из способов, щенок запоминает, что на финише его ждет «сокровище», и бежит к нему. В начальный период обучения необходимо подкреплять каждый завершенный забег, чтобы урок был хорошо усвоен. Но это почти неминуемо приведет к тому, что щенок (особенно хаски) не очень-то будет стремиться к финишу: «куда торопиться, если награда все равно найдет героя?» И вот тут надо будет вводить вариативность подкрепления. То есть, за хорошую работу награда привычная или больше, а за плохую… меньше или вообще нет. Ругать или наказывать за плохую работу нельзя ни в коем случае. Короткая похвала – это просто ваш долг. Ведь малыш работает, а уж качество его работы – это работа ваша. И если вы будете последовательны, щенок довольно быстро сообразит, почему вы радуетесь и угощаете его, когда он бежит быстро, и говорите ему лишь краткое «молодец», когда он отвлекается на «понюхать цветочки».

Многие люди говорят, что для их северных ездовых такой способ обучения не подходит, потому что они не «пищевики», да и игрушки их интересуют мало. На деле это, скорее всего, означает, что собака привыкла к тому, что награда неизбежна как наступление дня и ночи и перестала к ней стремиться. Но ведь никакая нормальная собака (особенно хаски) не будет стараться за микрокусочек сыра. Который к тому же неизменно дают в определенном месте. Для собаки стимул – не еда и даже не игрушка, а игра под названием «угадай как получить эту штуку». И вот в стремлении получить желаемое северные ездовые между прочим не имеют себе равных! Вспомните подкопы под забором на даче. Поэтому попробуйте вариативность. Попробуйте поиграть, удивить вашего питомца. Например, на одном из занятий не дайте ему вообще ничего, а на другом дайте лакомства в три раза больше. Вот тут заработает голова. Ведь даже щенок, как бы он ни был мал, понимает, что три кусочка сыра лучше, чем ноль. И он постепенно поймет, что надо делать, чтобы получить их. Но не ставьте награду в строгую зависимость от работы. Порой одаривайте его щедро и ни за что – просто так. Поверьте, это лучший способ улучшить настроение и желание работать и себе и своему четвероногому другу.

Leave a Reply